Санкт-Петербург
Разработка и изготовление прессформ РТИ
Предприятие "ДомРезин" специализируется на изготовлении резинотехнических изделий (РТИ). Для реализации выпуска РТИ силами предприятия проектируются и изготавливаются прес-формы. В зависимости от сложности изделия, стоимость изготовления прес-формы может отличаться в несколько раз. Проектирование прес-формы это не простой инженерный процесс, за реализацию которого отвечает инженер-конструктор.
После того, как конструктор определит конкретный процесс формирования резинотехнического изделия и конкретный материал из которого будет изготовлено данное изделие, его дальнейшее решение обуславливает весь последующий ход разработки конструкции изделия. Проектирование резиновой втулки, изготовляемой путем прямого прессования, будет отличаться от проектирования резинотехнического изделия, изготовляемого методом экструзии РТИ.
Когда конструктор начнет делать эскизы, иллюстрирующие различные варианты идей, рождающихся у него в процессе проектирования прес-формы, разрабатываемые им конструкции будут соответствовать выбранному материалу и рассматриваемому процессу. Это еще одна из причин, по которым прежде, чем приступать к разработке конкретной конструкции изделия, проектировщик должен выбрать материал, технологический процесс и иметь полное представление об изготовление прес-формы.
Конструктор прочерчивает эскизы будущего изделия и будущей прес-формы. Эскизы отражают возможные варианты будущего изделия и оснастки.
Резиновый автомобильный коврик для сбора отходов может быть вытянутым и плоским, а может быть квадратным в виде корыта. Наиболее практична высокая прямоугольная форма. Для того, чтобы резиновый автомобильный коврик обладал достаточной способностью собирать влагу, но при этом свободно проходил через дверь, он задуман узким в поперечном сечении, а необходимая вместимость достигается за счет увеличения высоты. Для облегчения задачи конструирования, проектирование резинотехнического изделия, проектирование прес-форм и изготовление прес-формы осуществляется на одном предприятии.
Уже на этом первом этапе работы над созданием РТИ изделия конструктор мыслит перспективно. Основные элементы прочных автомобильных ковров из резины начинают приобретать более завершенную форму. Предусмотрены рефления изготовляемые путем горячего прессования. Ясно видны разделительная линия прессования и формовочные углы.
Перед тем, как продолжать дальнейшую работу над проектом, рекомендуется обсудить его основную концепцию с промышленным проектировщиком. Промышленное проектирование отличается от технического. За последние годы сфера промышленного проектирования расширилась и сегодня охватывает многие аспекты проектирования прес-форм и изделий. Для того, чтобы проектируемый ковер для автомобиля имел шанс завоевать успех на рынке, решающее значение имеет его дизайн, эргономика и стоимость изготовления прес-формы.
Задача эргономики заключается в создании продукции, удобной в использовании. В данном случае, такой подход потребует рассмотрения вопроса о том, будет ли удобно его эксплуатировать, не следует ли предусмотреть еще одно поднутрение, чтобы человек мог нести полный комплект ковром.
Большой ошибкой было бы не уделить достаточно внимания разработке внешнего вида изделия. Как совершенно справедливо заметил один из основоположников индустриального дизайна, «из двух изделий, равных по стоимости и по качеству, продаваться лучше будет то, которое лучше выглядит». Хотя внешний вид играет наиболее важную роль в предметах потребления, он немаловажен и для промышленного сектора.
Промышленное предприятие которое осуществляет проектирование прес-формы и изготовление прес-формы проходят специальный курс обучения, посвященный дизайну внешнего вида и эргономике, а также изучают множество других предметов. Чем выше уровень образования конструктора, тем больше вероятность, что созданные им предметы будут одобрены заказчиком.
На стадии проектирования важно сопоставлять разрабатываемое изделие с перечнем требований который ему предъявляется для того, чтобы случайно не отклониться от требований первоначальной спецификации, ведь из-за принимаемых в процессе работы компромиссных решений могут оказаться утраченными некоторые важные функциональные характеристики изделия. Решения, принятые на этом этапе работы, будут определять 75% стоимости изделия. Целесообразно в самый последний раз пересмотреть эскизы проекта на предмет возможности снижения себестоимости изготовления прес-формы; ведь на следующем этапе в работу будут вовлечены новые люди, и когда они утвердят концепцию конструкции, будет поздно что-либо менять, а если в будущем все же потребуется внести какие-то изменения, то снова потребуется проектирование прес-формы.
Затем концептуальные эскизы и их усовершенствованные варианты будут рассматриваться совместно с конечным заказчиком. Если заказчику не понравится представленная на эскизе конструкция, то концепция проекта будет отвергнута, и конструктору придется разбираться, почему же его проект не был принят и какие изменения в него внести, чтобы заказчик счел его приемлемым. Ответы на все эти вопросы представляют собой ценную информацию, которую следует вносить в контрольный перечень разработки проекта. Но вполне может получиться и так, что предложенная конструктором концепция будет сочтена приемлемой еще на стадии эскиза или принята при условии внесения в нее незначительных изменений.